Новое на сайте

Темы

Архивы

Управление сайтом


« | Главная | »

Статья нашей прихожанки Екатерины А.

Автор: Eugeny | 25 Дек 2017

25 декабря – Рождество Христово

«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Ин. 1;14)

В первой главе Евангелия от Иоанна говорится о великом событии воплощения Бога на земле, явлении Бога во плоти. Мы верим в Единого Сына, Господа Иисуса Христа в двух природах – человеческой и божественной – соединенных неслитно, неразлучно, неизменно, нераздельно. Эта формула, определенная святыми отцами на Халкидонском Соборе, была дополнена учением о двух волях во Христе – Его человеческая воля следует и во всем покорна Его Божественной воле.

Явление Бога во плоти — это высшее Божие Откровение, сердцевина человеческой истории. Это больше, чем сотворение мира, потому что, воплотившись, Бог сделал чуждое (человека) частью Себя. Христос – совершенный Бог и совершенный человек – пришел на землю, чтобы спасти людей. Через Его воплощение мы, люди, стали ближе к Богу – естество Божеское и человеческое соединились в Лице Богочеловека. Он был рождён непорочным зачатием от Святого Духа и Девы Марии, совершил дело искупления людей, принеся Себя в жертву на Голгофе, открыл нам дорогу в Царство Небесное к Богу и общению с Ним, высшим благам, утраченным человечеством вследствие грехопадения Адама. Иисус Христос, родившийся в Вифлееме, стал Спасителем и главой Церкви, дал власть апостолам (а через них священству) отпускать человеческие грехи и перерождать человека в таинствах Церкви.

Жизненный путь каждого христианина пролегает через Вифлеем, место, где для каждого из нас родился Спаситель и где, символически, начинает свое духовное перерождение каждая христианская душа. Вифлеем (BetLehem) – в переводе «дом хлеба», для христианина – дом Хлеба Небесного. По словам свт. Филарета, каждая христианская душа «должна соделаться Вифлеемом, дабы внити потом и преобразиться самой в Иерусалим новый, в скинию Божию (Апок. 21:2,3)». Очень важно для человека не застрять в ветхом Иерусалиме.

В Евангелии мы видим два пути к рождающемуся Христу: путь волхвов и путь пастухов. Первыми небесную весть о рождении Богомладенца и славословие услышали пастухи (в Бет-Сахуре недалеко от Вифлеема) и сразу же поспешили на встречу с Ним, следуя путём веры. Другой путь – путь света и ведения, путь волхвов, управляемый знамением звезды, которую они увидели на востоке и которая проводила их до пещеры Рождества. Путь волхвов был продолжительнее (издалека, через Иерусалим), труднее и опаснее. Однако оба пути благословлены Богом, и каждый человек выбирает свой путь в Вифлеем. Вифлеемское знамение родившегося Спасителя дано каждому из нас, оно управляет нашим духовным путём ко Христу. Христос умалил Себя, став человеком. Мы же зачастую стремимся не умаляться вместе с Ним, но расти в своей мудрости, знаниях, благополучии, желаниях. Мы на деле желаем лучше жить, чтобы умереть, а не умирать вместе со Христом, чтобы жить. Бог Слова поучает нас из Своих яслей уподобиться Ему, взыскать Его младенчества. «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18:1,3). Младенец стремится на руки к своей матери, живёт её умом и волей, питается её пищей и живёт ее жизнью. Так происходит и с человеком, живущим в Премудрости Божией. Важно помнить, что Бог с нами во всей нашей жизни и делах, если только мы совершенно предаём Ему себя. Бог с нами, но важно и нам не переставать быть с Ним, через память о Нём, молитву к Нему, через веру и любовь, через дела, которые угодны Богу и приближают нас к Нему.

Христианские святыни, связанные с событием Рождества

Спаситель родился в иудейском городе Вифлееме, в 9 км. от Иерусалима. Его также называют городом Давида (Лк. 2:4): здесь родился царь, пророк и псалмопевец Давид, здесь же он был помазан на царство пророком Самуилом. Ко времени рождения Спасителя в Римской империи проводилась перепись населения, и Иосиф из Назарета отправился вместе с Мариею «обрученною ему женою» в Вифлеем, потому что он был «из дома и рода Давидова» (Лк. 2:1,3-7). Там и родился Богомладенец Иисус в пещере (вертепе), где остановилось Святое Семейство за неимением места в гостинице.

На месте рождения Иисуса Христа в Пещере Рождества сейчас расположена 14-конечная звезда (символ Вифлеемской звезды). Над ней престол, на котором совершаются богослужения (православные и армяне). Слева от нее – придел Яслей Господних.

Пещера Рождества — главная святыня, находится под алтарем Храма Рождества. Туда ведут две лесенки, устроенные по бокам от алтаря. Пещера Рождества имеет размер 12х3 метра, она узкая и вытянутая, потолок сильно закопчен. Ее освещают 53 лампады, все принесены в дар от разных христианских народов. Это число лампад неизменно с давних пор. Алтарь пещерного храма расположен прямо над Вифлеемской звездой, к которому практически непрерывно течет река паломников. Люди спускаются внутрь пещеры по лестнице справа, прикладываются к святыне и выходят по лестнице слева.

Храм Рождества Христова – это второй по счету храм, построенный над Пещерой Рождества в VI в. (первый построила цар. Елена в 323 г.). Нынешний храм сохранился практически в своем первозданном виде: мусульмане, хозяева территории в течение многих веков, почитают Иисуса Христа как пророка. Поэтому храм сохранился, хотя и получил значительный урон за долгие годы мусульманского правления. Перед входом в храм расположена большая площадь, справа колокольня. Здание имеет форму креста. Три «верхних» оконечности креста округлены и состявляют собственно соборный храм.

Для защиты от частых вторжений кочевников, заезжавших внутрь храма на ослах и лошадях, со временем вход в храм был сделан низким и узким. Такой вход не только преграждал путь язычникам, приходившим с вьючными животными грабить храм, но также вынуждал каждого входящего в это святое место склониться. По этой причине врата храма стали называть «вратами смирения». Это основной вход в храм. Внешние украшения храма не сохранились, но очевидно, что они были внушительными. На фасаде храма когда-то была цветная мозаика, изображавшая поклонение персидских волхвов Христу. Именно это изображение спасло в 614 г. храм от разрушения персидскими захватчиками, которые, увидев его, не сожгли здание. В храме Рождества также есть уникальный «плачущий» образ Спасителя на одной из мраморных колонн – лик на иконе открывает и закрывает очи, иногда из них истекают слезы. Также, справа от входа в пещерный храм располагается чудотворная икона Божией Матери Вифлеемская. Это едиснтвенное известное изображение улыбающейся Богородицы.

Нижняя часть «креста» храма представляет собой длинную галерею, по обеим сторонам которой идут два ряда колонн (всего 44 колонны) из розового песчаника времен императора Юстиниана, когда храм возводился в VI в.

Среди них сохранилась также колонна с отверстиями (фото слева). Существует легенда о том, что из этих отверстий (в форме креста) неожиданно вылетел рой пчел и выгнал из храма отряд сарацин, разорявших его. К Храму Рождества примыкают различные монастыри: с южной стороны – греческий, за ним армянский. С северной стороны распложен католический монастырь с церковью Св. Екатерины. Также неподалеку расположена т.н. Млечная пещера. По преданию, в этой пещере Св. Семейство скрывалось по дороге в Египет. Здесь Божия Матерь кормила Младенца, и капля молока упала на пол – в пещере все камни белые, здесь матери молятся о счастливом вскормлении своих младенцев.

Темы: Праздники | Ваш отзыв »

Добавить комментарий