Новое на сайте

Темы

Архивы

Управление сайтом


« | Главная | »

Неделя о мытаре и фарисее

Автор: Автор | 25 Фев 2024

Богослужение Недели о мытаре и фарисее содержит многократные переложения евангельского чтения — притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14), давшей название неделе. Уже первая стихира этой службы и одновременно первая стихира Постной Триоди начинается так: «Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится«. Фарисеи были ревнителями исполнения Хакона Моисеева, и именно таким ревнителем представлен фарисей в притче. Но он вышел из храма «менее оправданным», нежели мытарь.

Святитель Феофан Затворник поясняет, что плоха не ревность фарисея об исполнении закона, а то, «что он выставил это как нечто особенное, тогда как сделавши то, и думать о том не следовало«. Стихира призывает дело поста совершать смиренно: «Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя«.

На Православном Востоке за утренним богослужением на 6 песне канона проходило чтение Синаксаря – краткого объяснения празднуемого события или жития святого, память которого отмечалась. Специально для этого в XIV веке  клириком собора Св. Софии Константинопольской  были написаны небольшие объяснения на воскресные дни Великого Поста, а также дней Страстной Седмицы, Светлого Христова Воскресения и праздничных дней Пасхального периода. Эти Синаксари также вошли в славянскую Триодь, однако их чтение за богослужением редко где практикуется. Мы открываем цикл публикаций Синаксаря Постной и Цветной Триоди в переводе на русский язык. Само чтение предваряется небольшим четверостишьем, а потом объяснением события, написанным Никифором Ксанфопулосом.

 

Темы: Без рубрики | Ваш отзыв »

Добавить комментарий