Новое на сайте

Темы

Архивы

Управление сайтом


« | Главная | »

День Святой Троицы/Пятидесятница

Автор: Eugeny | 04 Июн 2017

4 июня – День Святой Троицы/Пятидесятница. Статья нашей прихожанки.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян. 2,1-4)

Пятидесятница — это праздник, наступающий на 50-ый день после Пасхи, в честь сошествия Святого Духа на апостолов и вместе с тем в честь Святой Троицы — всех Трех Лиц вместе, в честь единосущной, животворящей и нераздельной Троицы, в честь единого Бога в Троице покланяемого.

В этот день происходит обновление в верующих благодати Духа Святого, Его спасительной силы, получаемой в таинствах, и удаляющейся вследствие умножения греха. Оживляя сердце благодатью, нам стоит также приложить собственные усилия, чтобы оживить в уме и мыслях наше понятие о Боге. Можно сказать, что дарование Святого Духа людям было целью пришествия Спасителя на землю и всего дела спасения, совершенного Им. Св. Иоанн Предтеча говорил о Спасителе, что Он будет крестить людей Духом Святым и огнем.

Дух Святой ниспосылаем был людям и в Ветхом Завете, отдельным личностям, главным образом пророкам. В Новом Завете Бог изливает Духа Святого на «всякую плоть» (Иоиль 2,28). Причина такого положения ветхозаветного человечества заключалась в том, что оно еще не было искуплено и оправдано, и не могло принять святыни Духа. В Новом Завете ситуация другая.

Интересно, что дарование Святого Духа апостолом приурочено Промыслом ко дню Пятидесятницы. Этот день был днем Синайского законодательства. В праздник Пятидесятницы, как на Пасху и Кущи, по закону Моисееву, ежегодно «должен был являться весь мужеский пол Израиля пред лице Владыки Господа» (Исх.23, 16). В Иерусалиме в этот день собиралось множество паломников. Оба события – ветхозаветное и новозаветное – однородны: там и здесь Бог заключает завет с человеком, полагает основание Своему царству на земле – Церкви. «Законоположение Сионское и Синайское, — говорит блаж. Иероним, — было в пятидесятый день по Пасхе. На Синае от землетрясения колебалась гора, на Сионе сотрясся дом апостолов; там среди пламени и сверкающих молний раздавались гром и глас бурный, — здесь с огненным видом языков «бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну».

Духовное неотделимо в нашем мире от телесного, потому слышимые и видимые знамения схождения Святого Духа были необходимы, чтобы возвестить Его ниспослание, представить силу и действие Духа, возвысить восприимчивость души для дара Духа. Шум с неба – образ того, что «сила с высоты» (Лк. 24,49); исполнение всего дома шумом – знак того, что все бывшие там исполнятся Духа; пламя – образ святого рвения и одушевления в сердцах одаряемых свыше апостолов; языки – образ того, что язык и слово, управляемые и одушевляемые Духом Божиим, станут возвещать небесное и святое. К великому делу обращения мира ко Христу апостолы стали готовы. Святой огонь с неба воспламенил души, сердце было слишком полно, чтобы молчать. «И начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать.»

Если предвечный Сын Божий сам Слово, то Дух Отца и Сына заставляет душу высказаться. Язык – это исключительный дар Божий человеку. Человек оскверняет его грехом и порчей, но Дух Божий опять очищает человека и освящает его. Многоязычием выразилось общечеловечность даров Святого Духа, легкость говорения (без изучения) означала могущество и милость, с которой Дух Божий действует.

Так поняла это говорение иудеи, собравшиеся вокруг дома апостолов. Очевидно шум, произведенный нашествием Святого Духа, слышен был не только в доме, но во всем городе, и туда все устремились.

Сошествие Святого Духа на апостолов было началом Церкви Христовой на земле. Основана была Церковь или царство Божие. Но до дня Пятидесятницы общество учеников Христовых было образовано «из земли», пока в него не было вдунуто дыхание жизни, сообщившее ему душу. С сошествием Святого Духа Церковь ожила и получила возможность расти через усвоение и присоединение к себе других душ. В этот день состоялось обращение «душ около трехсот» ко Христу, и «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах», что означает общение между собой, участие в таинствах и богослужении, учились и утверждались в вере.

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей,

низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную,

Человеколюбче, слава Тебе!

Подготовлено по книге М.Н. Скабаллановича «Христианские праздники: Пятидесятница», Киев 1916.

Темы: Праздники | Ваш отзыв »

Добавить комментарий