Новое на сайте

Темы

Архивы

Управление сайтом


« | Главная | »

ОТ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛАЗАРЯ К ХРИСТОВУ ВОСКРЕСЕНИЮ

Автор: Eugeny | 08 Апр 2017

Пятницей шестой недели Великого Поста заканчивается Святая четыредесятница, которая нас подводит к Страстной Седмице и к празднику Пасхи. Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величие Твое, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно вопиюще: Господи, слава Тебе – поется за вечерним богослужением. 40 дней поста символичны в Православной Церкви, сколько постился Христос в пустыни, а также Моисей прежде чем получить скрижали Завета и многие праведники.

Пост еще будет продолжаться в течении 8 дней до самой Пасхи, однако он будет уже посвящен другим событиям: скорбным и радостным, которые описаны в Евангелии:

Воскрешение Лазаря – Лазарева Суббота.

Накануне Входа Господня в Иерусалим, в субботу, Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, совершенное Иисусом Христом за неделю до Пасхи. Праведный Лазарь, брат известных по Евангелию Марфы и Марии, ожил силой Божией через четыре дня после смерти. Чудо, совершенное на глазах людей, обратило многих к вере во Христа, но и вызвало негодование старейшин иудейских: синедрион решил схватить Иисуса Христа и Лазаря.

Богослужебное празднование Лазаревой субботы и Входа Господня основано на хронологии повествования евангелиста Иоанна в 12 главе. Тропарь и воскрешения святого праведного Лазаря и Входа Господня один и тот же:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

В народе это праздник Входа Господня в Иерусалим называется Вербным Воскресением, Неделей Ваий, или Цветоносия. И мы яко отроцы победы знамения носящее: — победы над смертью символом, которой были пальмовые ветви, которыми встречали Христа Жители Иерусалима.

С вечера этого же дня в течении трех дней вплоть до Великой Среды Утреня начинается пением тропаря: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Этот тропарь является толкованием притчи о десяти девах, которые приготовились к встрече Жениха (Мф. 25: 1-13), а также призывает нас к духовному бодрствованию в ожидании Страшного Суда.

Страстная Седмица

Неделя перед Пасхой, или по-славянски седмица называется Страстной, потому что она посвящена последним дням земной жизни Христа: Его страданиям, смерти на Кресте и погребению. Каждый день этой Седмицы называется Святым, или Великим последний из которых – Великая Суббота заканчивается пением праздничных гимнов: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его… Егда снишел Еси к смерти Животе бессметртне, тогда ад сокрушил Еси блистанием Божества…

Великий понедельник

В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел тем самым напоминая нам, что жизнь христианина должна быть плодотворной и добродетельной.

Великий Вторник

Во вторник утром Иисус пришёл из Вифании в Иерусалим и учил народ. В этот день им было рассказано ученикам о втором пришествии (Мф.24), притча о десяти девах (Мф.25:1-13), притча о талантах (Мф.25:14-30). Первосвященники и старейшины искушали его вопросами (Мк.11:27-33), хотели арестовать его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка (Мф.21:46), восхищался его учением (Мк.11:18) и внимательно слушал его (Мк.12:37).

Великая Среда

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26:2) В этот день, по нашему, это была среда, — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собой, как бы им погубить Иисуса Христа. Один учеников Иисуса Христа — Иуда, обуреваемый страстью сребролюбия, предаст Спасителя за 30 сребреников. В этот день также вспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

С этого дня прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина, а также Псалтыри, которая чтение которой начнется в Субботу Светлой Седмицы.

Великий Четверг

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

На Литургии вместо Херувимской песни поется тропарь этого дня, который мы читаем перед каждым причастием: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими, не бо врагом Твоим тайну повеем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Великая Пятница посвящена событиям осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка, которая обычно она служится в четверг вечером, читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. В этот день не положена Литургия – читаются так называемые Царские Часы, за вечерним богослужением выносится плащаница с изображением Спасителя лежащего во гробе, перед которой поется Утреня с чином погребения.

Великая Суббота

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. Вместо «Святый Боже» на Литургии поется «Елицы во Христа крестистеся», что является историческим свидетельством того, что эта Литургия была когда-то крещальной, к которой подготавливали новоначальных весь Великий Пост. Далее читается послание апостола Павла к Римлянам о таинственной силе Крещения, и о том, что мы должны умереть для греха, чтобы воскреснуть для новой жизни во Христе. Стать мертвыми для греха и живыми для Бога. (Рим. Рим. 6:11) По чтении апостольского послания вместо привычного «Аллилуиа», поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея. В греческой традиции этот момент богослужения называется Первым Воскресением (Проти Анастаси).

Вместо Херувимской песни поется: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

После Литургии священник читает молитву на благословение сыра, яиц, брашна и мяса – это молитва на завершение поста, которая предписана Уставом для чтения в этот день. Люди приносят куличи и пасхи (сгустевшее млеко – так она называется в церковных книгах) на освящение, чтобы священник окропил их святой водой.

Темы: Без рубрики | Ваш отзыв »

Добавить комментарий