Новое на сайте

Темы

Архивы

Управление сайтом


« | Главная | »

О Великом Посте

Автор: Eugeny | 04 Фев 2018

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

подготовительные недели

Великий пост, или Святая Четыредесятница является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне, он же нас вводит в Страстную Седмицу и затем и к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.  Подготовка к посту начинается за четыре недели до его начала.

 

Первая неделя о Мытаре и Фарисее открывается воскресным чтением евангельской притчи (от Луки гл. 18 стихи 20-14). На этой же неделе, как бы в укор фарисею, который постился два раза в неделю отменяется пост в среду и пятницу.

 

Неделя о Блудном сыне – в этой притче, которая читается за воскресной Литургией нам открывается глубина милости и прощения, которые проявляются к нам нашим Небесным Отцом (от Луки гл. 15 стихи 11-32).

 

Страшный Суд, а также грядущее испытание нашей совести на предмет милости и солидарности к ближним предлагаются нам в третью, подготовительную неделю. Христос учит нас видеть в каждом без исключения человеке образ и подобие Бога. Скорбь обделенного человека: алчущего, жаждущего, находящегося в темнице, в заключении – это боль и скорбь Христа. Поэтому милосердие, помощь и сострадание, проявленное к людям, оказывается в их лице страждущему за нас Спасителю мира (от Матфея глава 25 стихи 31-46). Начиная с этой недели, мы перестаем вкушать мясо, а в среду и пятницу нет поста. Эта неделя называется Масленицей, или же Сырной седмицей. В западной традиции, которая проникла в нашу повседневную жизнь она называется карнавалом, что буквально переводится славянским названием мясопустной недели. Карне – мясо и вале прощай.

 

Изгнание Адама из рая напоминается нам в последний день перед Великим постом. Адам и Ева были изгнаны из Рая за нарушение заповеди о воздержании от вкушения плода познания добра и зла. Невоздержание в пище, в чувствах и в мыслях по слову отцов Церкви может быть преодолено постом и молитвой. С этими размышлениями мы входим на поприще Великой четыредесятницы. О смысле поста нам говорит воскресное евангельское чтение: постящийся на виду у всех получает награду здесь в этой жизни  от тех, кто его видит и это, что по словам Христа, является лицемерием.  Настоящий пост должен вызывать в нас радостные чувства «чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6 глава 18 стих).

 

Начало поста

 

На первой неделе поста с понедельника по четверг за вечерним богослужением читается покаянный канон Андрея Критского. Канон разделен на четыре части, так что каждый день прочитывается одна четвертая его часть. Также канон повторяется в четверг 5-ой седмицы поста уже полностью. Эта служба в народе называется Марииным стоянием, напоминая тем самым пример покаяния преподобной Марии Египетской. В субботу первой недели вспоминается чудо  великомученика Феодора Тирона (+306 г.), который в 362 году явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию, чтобы предупредить о том, что на рынках города продукты были осквернены по приказу императора Юлиана Отступника. Святой посоветовал во время поста есть отваренные зерна, коливо. В честь этого после Литургии совершается молебен и освящение колива в память о великомученике.

 

Первое воскресение поста называется Торжеством Православия. Церковь вспоминает восстановление иконопочитания византийской императрицей Феодорой в 842 году. В этот день в храмах принято совершать молебен и поклонение иконам в честь этого события.

 

Во второе воскресение поста вспоминается святитель Григорий Палама, жившего в 14-ом веке. Святой учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным светом, таким же которым Христос озарился во время Своего Преображения на Фаворской горе.

 

Третья неделя называется Крестопоклонной, так как за воскресной утреней выносится Крест для поклонения верующих. Он пробудет до пятницы следующей недели. Крест напоминает нам о страданиях и смерти Спасителя, а также вдохновляет нас на продолжение подвига поста.  Во время поклонения кресту поется: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим. Это же песнопение исполняется на Литургии вместо Святый Боже..

В четвертое воскресение молитвенно вспоминается преподобный Иоанн Лествичник.  Лествица в переводе со славянского означает лестница. В книге под одноименным названием Святой описывает совершенствование в добродетели как постепенное восхождение к Престолу Божьему. В четверг совершается так называемое в народе Мариино стояние, когда прочитывается канон Андрея Критского и житие святой. Когда-то известная своей распущенной жизнью женщина, прикоснувшись своей очерствевшей душой, к благодати, исходившей от святых мест в Иерусалиме, ушла в пустыню в покаянии оплакивать свои грехи и благодарить Господа за великие Его милости. Житие святой написал очевидец ее новой жизни старец Зосима. В Субботу этой же недели читается акафист Пресвятой Богородице, богослужение этого дня называется Похвалой Пресвятой Богородицы.

Пятое воскресение посвящено преподобной Марии Египетской. Церковь в лице Святой дает нам пример истинного покаяния, а также напоминает нам о великой милости Отца Небесного к кающимся грешником. В субботу этой недели совершается воспоминание воскрешение Лазаря, которое произошло незадолго до крестных страданий и Воскресения Христова. Лазарь ученик и друг Христов впоследствии стал епископом города Ларнаки. Его гробница и мощи находятся в одноименном храме. Читая повествование тех событий мы умиляемся тому что стоя над у гроба Лазаря Христос «восскорбел духом.. и прослезился» также как он скорбит над каждой очерствевшей и умирающей душой. Воскресение Лазаря было свидетельством для мира того, что последующее воскресение Христа было не призрачным, не чем-то ненастоящим, а истинным основанием наше веры.

Шестое воскресение называется Вербным, или же Неделей ваий, а в старых книгах цветоносной неделей. Незадолго до иудейской Пасхи Христос был принят жителями Иерусалима с почестями Мессии, Освободителя от рабства. Встречающие в воротах жители города постелили пальмовые ветви на дороге, по которой шел Спаситель и восклицали: Осанна в вышних благословен грядущий во имя Господне. Этим событием заканчивается пост Четыредесятницы и начинается пост Страстной Седмицы, который подготовит нас к празднованию «праздника праздников и торжества из торжеств» — Пасхи. Весь период с первой седмицы до Пасхи называется Великим постом.

Темы: Великий Пост | Ваш отзыв »

Добавить комментарий